21 февраля в музее
состоялась вторая встреча музыкального лектория «Песня – фронту!». Речь шла о
песнях, написанных в 1942 году.
1942-й – тяжелейший год в ходе Великой
Отечественной: отступление наших войск, крупные поражения, оставленные города…
И, несмотря на это, появлялись
замечательные песни, поднимавшие боевой дух солдат, укреплявшие веру в нашу
победу над врагом, песни боевые, лирические, озорные и эпические, созданные как
самостоятельные произведения или прозвучавшие с экранов кинофильмов.
«Песня защитников Москвы» (сл.А.Суркова, муз Б.Мокроусова) была
написана специально для документального
фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Героическим защитникам «Дороги жизни»,
которая связала осаждённый Ленинград с Большой землёй, была посвящена «Песня о
Ладоге». Её авторами стали сами воины – военком роты связи, обслуживавшей
ледовую трассу, П. Богданов, сочинивший текст,
и участники армейской художественной самодеятельности старшина
П.Краубнер и сержант Л.Шенберг, авторы музыки.
В 1942 г. в мощную силу оформилось
партизанское движение. Песня «Шумел сурово Брянский лес» (сл.А.Софронова,
муз.С.Каца) стала гимном партизан, а позднее – официальным гимном Брянской
области. Как и вся страна, на защиту Родины поднялись и уральцы. А.Барто,
жившая с семьёй в годы войны в Свердловске,
приняла участие в конкурсе на создание массовой песни, проходившем под
лозунгом «Урал – кузница оружия», и
написала стихотворение «Уральцы бьются здорово!». Композитор Т.Хренников превратил его в
песню, которая заняла в этом конкурсе 1-е место.
Целый букет лирических песен был
создан в тот суровый год. Знаменитую «В землянке» (сл.А.Суркова, муз.К.Листова)
все присутствовавшие и исполнили хором, и пожелали прослушать в видеозаписи,
такой отклик в душах до сих пор вызывает эта песня. «Лизавета»
(сл.Е.Долматовского, муз.Н.Богословского) шагнула к нам тоже с экрана – из
кинофильма о герое гражданской войны Александре Пархоменко, работа над которым
началась ещё до войны, а была закончена осенью 1942-го.
Мелодия песни «Есть на севере хороший
городок» (комп. Т.Хренников) - это мелодия куплетов жениха из к/ф «Свинарка и
пастух». Но в этом фильме всё затмила его главная песня – о Москве, а потому
поэт В.Гусев, «чтобы не пропала зря хорошая мелодия», решил написать другие
слова, созвучные дням войны, и получилась бодрая, оптимистичная , обращённая к
«душеньке-подруженьке» жизнерадостная песня.
Задушевная «За дальнею околицей» на
слова Г.Акулова - песня, родившаяся до
войны, но не доработанная в то время. В войну композитор Н.Будашкин вспомнил
про неё и, посомневавшись в нужности в такое
время грустных строк о молодых влюблённых, всё же досочинял песню - и не ошибся, она стала любимой и
популярной. В песне «Только на
фронте» (муз. А.Лепина) поэт
В.Лебедев-Кумач как раз и дал ответ всем скептикам, считавшим, что на фронте не
до песен. Жизнь показала, что «после боя сердце просит музыки вдвойне».
«Синий
платочек» (сл.М.Максимова, муз. Г.Петерсбургского)
в исполнении К.И.Шульженко даже у нас,
родившихся многие годы спустя после войны, вызывает светлую ностальгию по
мирным довоенным дням. Одна из самых
проникновенных военных песен - «Тёмная
ночь» (сл. В.Агатова, муз. Н.Богословского) - была написана для кинофильма «Два
бойца» и стала знаменитой в исполнении М.Бернеса.
В завершение встречи прозвучала ещё
одна песня о нашей столице – «Моя Москва». Стихотворение М.Лисянского было
напечатано ещё осенью 1941 г., когда фашисты стояли у стен Москвы. Композитора
И.Дунаевского оно вдохновило на создание песни, ставшей подлинным гимном нашей столицы.
21 марта в 14.00 приглашаем на
встречу с песнями 1943-го года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий