Предлагаем
читателям нашего блога фрагмент статьи, опубликованной в газете
«Екатеринбургские епархиальные ведомости» за 1904 год.
«В северной части Верхотурского уезда Пермской губернии обитают давние аборигены этого края – вогулы. В Верхотурский уезд вогулы переселились из Чердынского края в 18 веке и живут на местах, дарованных им особой грамотой Екатерины Второй.
По образу своей жизни вогулы разделяются на ясачных и кочевых. Ясачные вогулы называются так потому, что платят подать или ясак, живут оседло по селениям в домах, устроенных по образцу русских изб. Более значительные по количеству домов селения Волчанка, Лопаева, Петрова, Лача, Митяева, Першина, Ивашкова, Ария, Горная, Екатерининская и др.
Занимаются все они сельским
хозяйством, главным образом сенокошением, скотоводством, хотя и в небольших
размерах; но охота на пушного зверя и рыбная ловля занимают в их жизни главное
место. Ясачные вогулы исповедуют православную веру и расположены к церкви,
охотно исполняют обрядовую сторону христианства. Среди жителей деревень,
сравнительно недалеко отстоящих от приходских церквей, встречаются очень
набожные старики. Но чем отдаленнее селение от церкви, тем
религиозно-нравственное состояние населения печальнее, чему способствует
суровость климата, дикость окружающей природы, неудобство путей сообщения и
редкое общение с русскими.
Кочующие вогулы в числе около 200
кочуют на крайнем севере Верхотурского уезда. Проживают они в юртах отдельными
семействами по нескольку душ в каждой – от 2 до 12. Юрты отстоят одна от другой
на далеком расстоянии: от 3-7 до 50 верст. Юрты эти расположены главным образом
по реке Лозьве и ее притокам.«В северной части Верхотурского уезда Пермской губернии обитают давние аборигены этого края – вогулы. В Верхотурский уезд вогулы переселились из Чердынского края в 18 веке и живут на местах, дарованных им особой грамотой Екатерины Второй.
По образу своей жизни вогулы разделяются на ясачных и кочевых. Ясачные вогулы называются так потому, что платят подать или ясак, живут оседло по селениям в домах, устроенных по образцу русских изб. Более значительные по количеству домов селения Волчанка, Лопаева, Петрова, Лача, Митяева, Першина, Ивашкова, Ария, Горная, Екатерининская и др.
Вогулы в общем крепкого
телосложения, среднего роста, сутуловаты, втягивают голову в плечи. Лицо овально – продолговатое, с прямым носом и немного выдающимися скулами, несколько косо прорезанные глаза, губы прямые, волосы темно-русые или совсем черные. Бороды и усов или совершенно нет, или только несколько волосков. Волосы на голове длинные и потому завиваются в две косы, обвитые шнурком, к которому пришиваются цепочки и кольца, как у мужчин, так и у женщин. Руки в большинстве случаев татуированные – у женщин для украшения, у мужчин по большей части изображены родовые знаки. Татуировка производится посредством разрезов на коже. Разрезанные места засыпают сажей или порохом. Ноги у вогулов заметно кривые, дугообразные, вследствие чего походка нетвердая, вразвалку.
Главное занятие вогула – лесной промысел. Ружье и собака – вот его поилец и кормилец. Предметом добычи вогула служат: соболь, белка, куница, горностай, волк, медведь, лисица, лось, дикий олень. Охота эта сопряжена с постоянным движением по лесу. Год у вогула начинается осенью: только упадет первый снежок, все отправляются на промысел и ходят до тех пор, пока не сделается снег глубоким. Если Бог даст добычу, особенно медведя, лося или дикого оленя, то на месте добычи мясо и оставляется, для чего (чтобы сохранить мясо от расхищения хищными зверями) устраивается так называемая «чамья», т.е. маленькая избушка из деревьев, срубленных 4-5 аршин от земли. Из чамьи мясо увозится уже зимней дорогой.
Музыкальных инструментов существует у вогулов два: более распространенный «сангульн» - он изображает в миниатюре лодку длиной аршина полтора с 5 струнами. Делается из елового или соснового дерева. Игра производится как на гитаре. Другой инструмент поменьше, с тремя струнами, тоже деревянный.
Танцев у вогул существует много.
Более распространенный: прыгать обеими ногами вдруг вправо или влево, так же и
руками делать; есть пляска, похожая на русскую «в присядку», которая неприлична
по виду.Главное занятие вогула – лесной промысел. Ружье и собака – вот его поилец и кормилец. Предметом добычи вогула служат: соболь, белка, куница, горностай, волк, медведь, лисица, лось, дикий олень. Охота эта сопряжена с постоянным движением по лесу. Год у вогула начинается осенью: только упадет первый снежок, все отправляются на промысел и ходят до тех пор, пока не сделается снег глубоким. Если Бог даст добычу, особенно медведя, лося или дикого оленя, то на месте добычи мясо и оставляется, для чего (чтобы сохранить мясо от расхищения хищными зверями) устраивается так называемая «чамья», т.е. маленькая избушка из деревьев, срубленных 4-5 аршин от земли. Из чамьи мясо увозится уже зимней дорогой.
Музыкальных инструментов существует у вогулов два: более распространенный «сангульн» - он изображает в миниатюре лодку длиной аршина полтора с 5 струнами. Делается из елового или соснового дерева. Игра производится как на гитаре. Другой инструмент поменьше, с тремя струнами, тоже деревянный.
Песни у вогул замечательно монотонны и не отличаются осмысленностью. Они напоминают произношение нараспев звуков а – ы, с небольшими повышениями и понижениями в голосе. В песнях обыкновенно рассказывается самое обыкновенное происшествие, недавно совершившееся. Если был в гостях у богатого человека, то распевает об этом человеке: яча богатый человек, у ячи много оленей, есть лисицы, есть и соболя, он меня хорошо угостил, яча большой человек и т.д. Есть песня о лебеде, где воспевается его красота. Много песен о медведе. Медведь почему-то представляется вогулу чем-то очень сверхъестественным, так что добыча его обыкновенно сопровождается религиозным обрядом и маскированием с пляской. Обыкновенно кто убил медведя замаскировываются: надевают одежды вверх низом, на лицо надевают берестовую наличину с громаднейшим носом и так одетые ходят по юртам и пляшут, а потом все собираются на место, где убит медведь. Там отрезают зверю голову и убившие пред его головой проделывают всё то, что у них было перед тем, как убить зверя: как его увидали, как подкрадывались, как бежали за ним или от него, как медведь вертелся и защищался и т.д. до момента смерти зверя. Потом с головы зверя снимают кожу и начинают играть на сангульне и плясать».
Старую газету читала и материал
подготовила Губашова И.Н.
Комментариев нет:
Отправить комментарий