Летом 1942 года композитор Василий Соловьев-Седой познакомился с поэтом Алексеем Фатьяновым. Как позднее вспоминал композитор, «он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом...
Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».
Что ещё можно добавить к этим словам композитора? Только то, что речь идёт о песне «на солнечной поляночке»! Хотя поначалу цензура забраковала песню, а потом песня долго не находила «своего» исполнителя. Только после того, как ее спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс, она зазвучала широко.
Поэту Евгению Долматовскому часто приходилось бывать на фронте. В своих воспоминаниях он рассказывал, что, несмотря на ужасы войны, люди всегда оставались людьми. Как только солдатские колонны останавливались в какой-нибудь деревне на ночлег, то начинались разговоры, завязывались знакомства и даже влюбленность. Люди, уставшие от боев, хотели испытать хоть ненадолго вкус мирной жизни. В одном из сёл поэт как-то раз увидел написанное крупным корявым мужским почерком, объявление на двери школы: «Танцы до утра». Танцы под баян или грампластинки создавали иллюзию того, что фронт где-то далеко, войны нет, а жизнь такая же, как была до войны. Тогда, в феврале 1942 года, и родилось стихотворение «Танцы до утра». Почти через год поэт встретился с композитором Марком Фрадкиным, с которым они уже работали вместе. Фрадкин хотел, чтобы будущая песня имела вальсовый ритм. Но слова не ложились на музыку. Но в итоге всё равно получился вальс, который поначалу был назван «Офицерским» и родился в дороге, когда авторам пришлось ехать в эшелоне целую неделю от Сталинграда до Ельца. Песню выучил весь эшелон, она исполнялась композитором на полустанках во время остановок под аккомпанемент трофейного аккордеона. Пока дошли до Ельца, песня обогнала их. На конечной остановке уже не Фрадкин исполнял «Офицерский вальс» солдатам, а они спели его композитору. Так началось шествие песни по фронтам. Только название поменялось. Стала она называться с тех пор «Случайный вальс».
А ещё были "Ты одессит, Мишка!", "Огонёк" ("На позиции девушка..."), "Прощайте, скалистые горы!", "Заветный камень"...
(Фотография взята с сайта http://xn--90aso.xn--38-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/news_page/pesnya_v_soldatskoj_shineli/)
Комментариев нет:
Отправить комментарий