Встречи в музее

"Послужившие России":  геолог Е.С.Фёдоров

         27 апреля 2013 г. в музее прошла ещё одна встреча из цикла "Послужившие России". На этот раз мы познакомились с Евграфом Степановичем Фёдоровым. О нём замечательно интересно рассказал директор геологического музея имени Фёдорова, основатель Волчанского краеведческого музея Юрий Владимирович Гунгер.    
Е.С.Фёдоров
   Евграф Степанович Фёдоров - это русский геолог, минералог, петрограф и геометр. Он считается одним из основоположников современной структурной кристаллографии, академик Российской Академии наук (1919г.).  Его называют гениальным кристаллографом за его открытия в области кристаллографии: он дал классификацию кристаллических многогранников, развил учение о симметрии, впервые ввёл 230 пространственных групп симметрии (Фёдоровские группы) и очень многое ещё сделал в области этой науки. Ему также принадлежат труды по описательной и физической геологии, рудным месторождениям и другим вопросам геологии, посвящённые Уралу, Белого моря и т.д. Е.С.Фёдоров - почётный член Баварской АН (1896), Минералогического общества Великобритании и Ирландии (1910). Российская АН в 1944 году учредила премию его имени.
Ю.В.Гунгер
      Биография его очень интересна, но для нас особенно важен период его жизни, относящийся к исследованию Богословского горного округа. В 1894 г. Е.С.Фёдоров вместе с семьёй переезжает на Урал, который полюбил всей душой, не испугавшись ни его жестоких морозов, ни суровой природы. В результате его исследований была составлена подробнейшая геологическая карта и дано углубленное описание района. Одним из крупнейших практических достижений Фёдорова стал основанный им при Туринском руднике Геологический музей. Одна лишь коллекция образцов горных пород состояла из 80 000 экспонатов. Главное сокровище музея представляла колоссальная карта района в масштабе 1:1000, сложенная из 197 отдельных листов, каждый из которых занимал 0,5 кв.м. Фёдоровский музей сыграл большую роль в развитии горной промышленности Богословского округа. Работа Е.С.Фёдорова на Урале продолжалась вплоть до 1899 г.


"Послужившие России": учитель С.А.Рачинский
               Сегодня, 27 сентября, в музее состоялась первая после летних отпусков встреча из цикла "Послужившие России". Мы были очень рады увидеть наших старых добрых друзей и знакомых, проявляющих неизменный интерес к циклу. Напомним, что с начала года прошло 5 встреч, посвящённых людям,  оставившим свой след в истории нашей страны, служившим по мере своих сил России и её народу, живущим сейчас и уже ушедшим от нас. Это были Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова (Лариса Юрьевна Макарова), адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков (Анна Ивановна Кофанова), поэт Роберт Иванович Рождественский (Нина Савельевна Коваль), геолог Евграф Степанович Фёдоров (Юрий Владимирович Гунгер) и художник Илья Сергеевич Глазунов (Алла Николаевна Бердникова). Встречи проводят как сотрудники музея, так и те, кто имеет желание поделиться с другими своим  знанием и своим интересом о каком-либо человеке, знаменитом или не очень.
         
       Сегодня речь шла о человеке, не столь широко известном, а если сказать правильнее, то просто незаслуженно забытом. Рассказывала о нём хранитель фондов музея Ирина Николаевна Губашова.
    Родился он 15 мая 1833 года в селе Татево Смоленской губернии в семье капитана Муромского пехотного полка и Варвары Абрамовны Баратынской (1810—1891), сестры знаменитого поэта Евгения Баратынского. От матери он унаследовал глубокую веру и любовь ко всему церковному.  В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г. 
         В 1856 году уехал в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Учился успешно, и не только ботанике. Возвратившись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений», получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение по ботанике ему была присуждена учёная степень доктора. В 1864 г. в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке "Происхождение видов" Чарльза Дарвина.
      В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьёй университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным особо одарённым студентам. Начиная с 1861 г. Сергей Александрович и его брат Константин «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства  был командирован за границу будущий известный физик Столетов.
        В 1867 г. из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались учёные, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился сЛ.Н.Толстым и П.И.Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьёй В. Ф. Одоевского, историком В.И.Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.
В 1872г. вернулся в родовое село Татево. Никаких особенных планов деревенской жизни он не строил. Думал заниматься хозяйством, жить, как все… Осматривая свои владения, решил зайти и в местную школу. Зашел - и попал на урок арифметики. Профессору ботаники этот урок показался невероятно скучным, и тогда задумался Сергей Александрович: а смог бы сам он заинтересовать крестьянских детей таким сухим и отвлеченным предметом, как математика? Вот эти-то размышления и решили его судьбу. Бывший московский профессор стал деревенским учителем.
    По субботам сам Рачинский читал евангелие по-церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями.
     На свои собственные средства построил он школу - отличное благоустроенное каменное здание, и сам, оставив свой барский дом, поселился здесь, заняв лишь две небольшие комнатки под лестницей. Все свои доходы Сергей Александрович тратил на школу, сам довольствуясь простой пищей и одеваясь в самое скромное платье. С раннего утра до позднего вечера проводил он в школьных стенах: в 6 часов утра он читал с учениками молитвенное правило, затем - завтрак, уроки, труд, а завершался день общим пением.
В первую очередь, Рачинский хотел научить детей живой православной вере. 
   Занятия в школе Рачинского стали сюжетом для знаменитого произведения его ученика
Н.П.Богданов-Бельский.
Устный счёт.
 В народной школе
 С.А.Рачинского
Николая Петровича Богданова-Бельского – картины «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского». Она была написана в Татеве в 1895 году.
    Народный педагог подчеркивал, что школьное изучение Закона Божия должно стать не только главным в обучении детей, но и оживляться в практическом участии школьников в качестве чтецов и певцов при Богослужении. С этим в свою очередь должно быть связано изучение церковно-славянского языка и церковного пения.
       Рачинский рекомендовал постоянно и внимательно читать в классе все Евангелия и Псалтирь. «Псалтирь, – говорил он, – единственная священная книга, проникшая в народ, любимая и чтимая им, и того, что в ней непосредственно понятно, уже достаточно, чтобы потрясать сердца, чтобы дать выражение всем скорбям, всем упованиям верующей души… Это высочайший памятник духовной поэзии всех веков и народов». В Татевской школе Псалтырь и Часослов были в ежедневном употреблении и открывали для ребят познание церковного Богослужебного круга. «Кто овладел, – замечал Рачинский, – хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления…».       
В основание преподавания русского языка он кладет язык церковно-славянский, со всеми его грамматическими формами, чтение в школе на этом языке, параллельно с русским переводом, евангелия, псалтири и других богослужебных книг; Рачинский вводит в программу еще геометрию, физику, отчасти географию и историю. Для чтения в народной школ Рачинский назначает Гомера, Шекспира, Пушкина , Жуковского , семейную хронику Аксакова , некоторые произведения Лажечникова , Загоскина , Даля , А. Толстого , но решительно исключает Гоголя и других писателей сороковых годов.
       В Татеве помимо обычных для сельской школы предметов велось обучение культуре земледелия, пчеловодству, плотницкому и столярному делу. В художественной мастерской школы действовали курсы рисования. Круглый год в Татевской школе проводились занятия по музыке и хоровому пению. Здесь была своя фисгармония и рояль. Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймёт Бетховена и Баха.
В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В.Смоленский - музыкант, известный руководитель Придворной Певческой капеллы Он же вёл отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.
Н.П.Богданов-Бельский. Воскресное чтение
в сельской школе.
(второй справа среди слушателей - С.А.Рачинский)
      Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-учёные.
      Особую заботу Сергей Александрович проявлял к одаренным детям. Он отбирал самых талантливых учеников для продолжения обучения в учительских семинариях, в художественных училищах, сам оплачивал их учебу…
Рачинский выделял одну особенность своей школы: старшие ученики принимали новичков с радушием и лаской. Скромное и ровное поведение учеников в сельской школе, их бодрое и веселое настроение учитель объяснял особенностями русского характера. «В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, – писал он, – которыми исполнен быт наших городских классов. Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности, самый стыдливый народ в мире». 
      Всего под покровительством Рачинского к концу его жизни находилось 12 (!) народных школ. 
Это далеко не все заслуги С.А.Рачинского как педагога, человека и гражданина своей страны. Отдельную страницу, например, составила его работа по созданию Обществ трезвости.  Он успешно избавлял детей от заикания с помощью чтения Псалтири на церковно-славянском языке. Сергей Александрович Рачинский был человеком разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощёнными.
Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни.
 «Едва огласилась печальная весть о смерти С. А. Рачинского, как отовсюду двинулись в Татево многочисленные питомцы учителя и народные массы» – свидетельствуют «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». – Все желали еще раз увидеть дорогие черты незабвенного учителя и поклониться его праху. Панихиды сменялись панихидами. Ученики Татевской и других школ читали Псалтирь день и ночь
На похороны прибыло 8 священников. На следующий день с раннего утра началось необычное движение. Массы народа подходили все больше и больше, и все направлялись к знакомому дому.
Гроб подняли священники и несли большую часть пути. Дойдя до церкви, крестный ход повернул к школе. Вслед за крестом в школу внесли гроб.
«Дорогой и незабвенный отец! – с такими приблизительно словами обратился к нему о. Александр Васильев – Долгие годы мы жили твоим трудом и любовью. Душа наша полна тобой, но что мы скажем теперь? Пораженное сердце безмолвствует, да и какое слово в состоянии выразить всю нашу любовь к тебе? Прими от нас хотя бы эту слабую дань благодарности». Все присутствующие вслед за священником сделали земной поклон гробу.
Жаль, что о таких людях не пишут в учебниках и не рассказывают в теле- и радиопередачах. Все, кто сегодня присутствовал в музее, с радостью открыли для себя это имя, имя одного из многих людей, кто бескорыстно отдал всего себя служению Родине.


Послужившие России: поэт Николай Зиновьев
             Новая встреча в музее, посвящённая людям, послужившим России, открыла новое для большинства присутствующих имя: поэт Николай Зиновьев. Известный в литературных кругах, но незнакомый широкому кругу читателей певец современной России, точнее сказать - выразитель боли российской, обнажающий её раны и страдания. Той России, которая живёт параллельно  с рекламно-гламурно-берущей-от-жизни-всё не такой уж большой частью населения страны, считающей себя элитой общества и ничего не знающей о настоящей жизни простого народа.       
  Наш современник, Николай Зиновьев родился в 1960 году в станице Кореновской Краснодарского края в семье учительницы начальных классов и рабочего. Закончил ПТУ по специальности "сварщик", затем поступил в станкостроительный техникум и, заочно, на  филологический факультет Кубанского государственного университета, по окончании которого  работал в сферах, весьма далёких от филологии, что, вероятно, позволило ему узнать подлинную жизнь народа России. Он побывал и грузчиком, и бетонщиком, и сварщиком... Писать стихи начал в 20 лет. Сначала для себя, никуда не отправляя. Потом мать уговорила послать стихи в районную газету, где не поверили в его авторство, сказали: "Где-то списывает". Но всё же решили проверить, дали тему, и Николай тут же, в редакции, написал стихи.  1993-м был принят в Союз писателей России по первой книге стихов "Я иду по земле", вышедшей в 1987 г., позднее стал членом правления Союза.
    Его стихи читали, печатали, рассылали друг другу, за ними приезжали, собирали деньги, издавали небольшими книжками, таким образом они, идя по стране, дошли до Москвы.
        Поэт - обладатель множества литературных наград. В его стихах - огромная тревога за Россию, за её будущее, тревога за падение нравственности и духовности в русском народе.
В 2005 году Н.Зиновьев по приглашению В.Г.Распутина был на фестивале в Иркутске "Сияние России", и писатель, представляя поэта, сказал: "В стихах Николая Зиновьева говорит сама Россия".
     На сайте "Русская народная линия" автор статьи о Н.Зиновьеве написал: "У В.Г. Распутина я как-то спросил: «Что бы вы почитали на сон грядущий, какого автора?» Он мне назвал Николая Зиновьева. И добавил: «Талант Зиновьева отличен от других ещё и тем, что он немногословен в стихе и чёток в выражении мысли, он строки не навевает, как это часто бывает в поэзии, а вырубает настолько мощной и ударной, неожиданной мыслью, - мыслью точной и яркой, что это производит сильное, если не оглушающее впечатление...»
...Счастье России, её спасение в том, что во все времена, когда ей было трудно, где-то в её далёкой глубинке рождались талантливые люди, способные полезным делом или ярким, образным словом посеять в душах людей веру. Николай Зиновьев из тех людей, для которых смысл жизни прежде всего в том, чтобы была Россия, чтобы она становилась сильнее и чище, чтобы не прерывала связь времён, не теряла того, чем гордилась в прошлом. И этот смысл он сумел выразить в своих стихах, которые ни с чьими другими не спутаешь".
***
О, как же падал я немало,
Идя по жизненной тропе! 
Как мать, всегда в ущерб себе,
Меня Россия поднимала.
Изнемогла и ослабела
Моя Россия, моя мать. 
Теперь мне нет иного дела — 
Её ответно поднимать.

***
У карты бывшего Союза 
С обвальным грохотом в груди 
Стою. Не плачу. Не молюсь я. 
А просто нету сил уйти.
    Я глажу горы, глажу реки,
    Касаюсь пальцами морей.
    Как будто закрываю веки
    Несчастной Родины моей…

***
Давно по миру слух ползёт, 
В умах родившись не в убогих: 
Россия скоро упадёт. 
Не веселитесь наперёд! 
Коль упадёт — придавит многих.
     А может статься, что и всех. 
    Что, кроме мокрого следа,
    Тогда останется от мира?
    Молитесь лучше, господа,
    За нашу Русь, а то — беда.
Так мне пророчествует лира.
      
        
Эта встреча открыла для нас не только новое имя, но и человека, который рассказал нам о поэте. Лариса Васильевна Чернышёва, сотрудник КДЦ, человек огромной эрудиции, больших и глубоких познаний, сама очень увлечена личностью и поэзией Н.Зиновьева. Мы очень благодарны ей за её рассказ, за знакомство с поразительной поэзией, о существовании которой многие не подозревали, думая, что ТАК никто о России не пишет. Оказалось, что пишут, и не только Н. Зиновьев. Назовём ещё одно имя: Станислав Золотцев и приведём только одно его стихотворение, чтобы стало понятно, что это человек, так же глубоко страдающий о бедах России и верящий в её возрождение.
Не будет
Не будет последнего дня у России.
Не будет последнего дня.
Последний Иуда на красной осине
удавится в кроне огня.
И время само, и себя пересилив,
мы выстоим, веру храня.
Под кровом небес, то свинцовых, то синих,
надёжней душа, чем броня.
Не будет последнего дня у России…
Не будет последнего дня!
Не зря же мы тысячу лет возносили
молитвы с колен и с коня.
Не будет последнего дня у России!
Не будет последнего дня…
День первый творенья
лучи золотые
возносит, в колосьях звеня.
По звёздам и росам ногами босыми
сквозь вечность бежит ребятня…
Не будет последнего дня у России.
Не будет последнего дня.

Послужившие России: О подвиге музейных хранителей

Очередная, 8-я по счёту, встреча из цикла "Послужившие России", состоялась 30 ноября в Волчанском городском музее.
        Как уже неоднократно говорилось, ведут эти встречи совершенно разные люди, которых объединяет главное: Большой интерес к героям своих лекций, отдавшим свои силы служению Отечеству, России. Напомним, что это были: Великая Княгиня Романова  Елизавета Фёдоровна, Адмирал Ушаков, поэт Р.Рождественский, геолог Е.С.Фёдоров, художник И.С.Глазунов, поэт.Н.Зиновьев, педагог С.А.Рачинский. На этот раз мы услышали о людях, казалось бы, малозаметных, музейных хранителях, но без их подвижнического, а часто и героического труда, Россия лишилась бы многого из своего исторического наследия.
         С лекцией выступил директор школы №26, историк Сергей Александрович Воронин, очень интересный человек и замечательный рассказчик. Идею и тему лекции ему подсказала книга В.Познера "Прощание с иллюзиями", в которой автор, среди прочего, повествует о своих  встречах с людьми музейных профессий.
      Одна из них - Мария Владимировна Степанова - была дворянского происхождения. Её отец погиб при Цусиме, когда девочке было 7 лет, и в знак благодарности герою царь взял Марию к себе, и она росла как член царской семьи в Зимнем дворце.
           В Первую мировую войну она стала сестрой милосердия, а после Октябрьской революции вернулась в Петроград, где продолжала работать медсестрой. Жила на Петроградской стороне в чердачном помещении. Когда за ней пришли, она Мария Владимировна не сомневалась, что причина - в её прошлой близости к царской семье. Оказалось - в ней нуждались, как в хранителе ценностей Эрмитажа, которые она прекрасно знала. Ей предложили жить и работать в Эрмитаже.
Олень из Золотой кладовой
Эрмитажа.
         И вот грянула война. М.В.Степанову вызвал директор Эрмитажа академик И.А.Орбели и поручил секретное дело огромной важности: сохранить сокровища Золотой кладовой Эрмитажа до победы над фашистами. Её увезли в какую-то деревушку на Севере, где и закопали ящики с золотом. О подлинном содержании этих ящиков знали всего трое, исполнителям сказали, что хоронят архивы. И все 4 долгих года войны Мария Владимировна вместе с другими жителями терпела и голод, и холод, но сокровища были сохранены.
         По возвращении в Ленинград ей предложили лестную должность, но она, отказавшись, попросила определить её старшей гардеробщицей в Золотую кладовую Эрмитажа, где и проработала до самой своей смерти. Скромный музейный работник, малозаметная гардеробщица, говорившая на пяти языках...
         Анна Ивановна Зеленова - женщина совсем другого рода.Родившись в 1913 году, она выросла уже при Советской власти. Закончила Ленинградский университет по специальности "искусствовед" за несколько лет до войны и вскоре стала куратором Павловского дворца-музея.
       
Благодаря именно этой женщине мы сейчас имеем то, что потом назвали "ожерельем дворцово-парковых ансамблей Петербурга", и Павловского - как одного из лучших среди них.
        Эвакуировать сокровища павловского дворца пришлось в срочном порядке: фашисты наступали стремительно. Дворцовую скульптуру замуровали в прочных сводчатых подвалах, а парковую - в земле газонов и клумб. Анна Ивановна словно предвидела страшную картину разорения в январе 1944 года и необходимость будущего восстановления не только дворца, но и его особой атмосферы. И вот тут начинается её настоящий подвиг. Имея в своём распоряжении всего три грузовика с водителями, она тщательнейшим образом собрала по одному образцу каждого экземпляра того, что хранилось во дворце. По одному креслу из каждого набора, по одному дивану, по одному предмету из десятков великолепных сервизов, по одной вилке, ложке, ножу, по одному образцу всех видов обоев, шелков, по одной паркетине из каждой залы и комнаты. Не было пропущено ничего. Всё занесли в специальный реестр, сфотографировали, упаковали и погрузили в машины. В последний ящик сложили документацию проведённой ещё в предвоенные годы  ландшафтной инвентаризации лучших парковых районов, созданных П.Гонзаго.
        Анна Ивановна покинула Павловск, когда немецкие мотоциклисты были в полутора километрах от дворца.
        Павловский дворец горел три дня, а парк фашисты вырубили под корень, 600 га некогда лучшего пейзажного парка Европы. При отступлении вся территория была заминирована.  
Павловский дворец в 1944 году.
Состояние дворца, когда туда вернулись сотрудники музея, что ленинградские власти приняли решение: Павловский дворец восстановить невозможно. Да и не нужно. Но Анна Ивановна сразу начала действовать. Ездила в Москву ещё в военном 1944 г. и добилась решения о реставрации Павловского  дворца в первую очередь. Позднее, в 50-е годы, писала Молотову, Косыгину, Вышинскому, встречалась с Ворошиловым. Она всегда умудрялась добиться всего, что было нужно Павловску. Ей удалось дойти до "самого верха" и изменить решение властей, удалось начать то, что позже назовут "подвигом века" - возрождение пригородных дворцов-музеев  и парков Ленинграда.
           Но сначала нужно было расчистить завалы, убрать обгоревшие и обвалившиеся балки перекрытий. С этого и начались работы по восстановлению дворца, которые продолжались  под руководством А.И.Зеленовой почти 35 лет, до 1978 года, когда Павловск стал первым дворцоа, полностью восстановленным из руин. Именно здесь родилась та школа, которую прошли все послевоенные музейщики и реставраторы.
Памятник Павлу Первому
и Павловский дворец
Сегодня Павловский ансамбль - это краса и гордость страны, не просто исторический объект, а памятник целому народу. И прежде всего - Анне Ивановне Зеленовой. Она умерла в 1980 году, прямо на собрании, где в многотысячный раз отстаивала интересы своего Павловска.
        Встреча не закончилась с окончанием рассказа С.А.Воронина: всем было интересно услышать мнение лектора по самым разным вопросам, касающимся и истории нашей страны, и проблемам воспитания патриотизма, и о многом другом.


Послужившие России: святой праведный Иоанн Кронштадтский
           
          21 декабря состоялась последняя в уходящем 2013 году встреча нашего цикла. Посвящена она была на этот раз святому праведному отцу Иоанну Кронштадскому. Рассказать о нём взялась Роза Трофимовна Бабкина, которая очень почитает этого святого. А прошедшим летом она побывала в Санкт-Петербурге в Иоанновском монастыре на Карповке и приложилась к  мощам о.Иоанна.
          Святой праведный отец  Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии - на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца.
        На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это подвигло его на горячие молитвы к Богу о помощи. Отец отвез его в Архангельское приходское училище, где он, особенно остро почувствовав свое одиночество и беспомощность, все утешение находил только в молитве, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, "точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове", "легко и радостно так стало на душе": ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.
           С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию.
     Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.
        Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе.Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию "Сергиев" и называли его "Кронштадтский", да и сам он нередко так подписывался.
         При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном.
            По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о. Иоанну за его великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.                    
        И вот скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную   помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение - "Дом Трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
         Во второй период своей жизни, период своей всероссийской славы, о. Иоанн должен был оставить преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25-ти лет. А был он замечательным педагогом-законоучителем. Но этот славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн должен был оставить ради еще более плодотворного и широкого подвига своего всероссийского душепопечения...
           Многое ещё можно рассказать о жизни и служении Иоанна Кронштадского. Каждый, кого заинтересовала личность этого Святого праведника земли Русской, найдёт много информации о нём. 
Иерей Алексий Новожилов
        И сейчас много есть священнослужителей, которые не ограничиваются чтением проповедей, а делают реальное живое дело - помогают выбраться со дна жизни заблудшим душам или тем, кого жизненные обстоятельства выбросили на обочину жизни. Приведём только один пример - иерей Алексий Новожилов из Каменска-Уральского, о котором написала газета "Аргументы и факты" в 51-м номере 2013 г. - http://www.ural.aif.ru/society/1063388

2 комментария:

  1. "Главное сокровище музея представляла колоссальная карта района в масштабе 1:1000, сложенная из 197 отдельных листов, каждый из которых занимал 0,5 кв.м." - разместить это сокровище на сайте музея в электронном виде, или разместить ссылку, где ее можно посмотреть.
    Как Вам эта просьба? Реально?

    ОтветитьУдалить
  2. Пока ничего не могу ответить на этот вопрос.

    ОтветитьУдалить