вторник, 3 ноября 2020 г.

Онлайн-лекция «Песни, с которыми мы победили» (в рамках "Ночи искусств-2020")

Казалось бы, когда весь мир охвачен безумием кровопролитных сражений, людям недосуг заниматься песенным творчеством. Ведь на кону стоит жизнь… Своя, родных, близких, соотечественников… Прежде всего, нужно одержать верх над врагом, остаться в живых, вернуться к семье.

Однако на войне люди продолжают петь. Они поют о родном доме, о желанной победе, о погибших товарищах. Песни военных лет помогают выдержать тягости фронтовой жизни, поднять боевой дух, найти в себе силы двигаться дальше через «не могу».

Дать отпор фашистским захватчикам помогли военные песни 1941 – 1945 годов. Они поддерживали наших воинов на передовой, придавали силы рабочим в тылу и ни на секунду не позволяли усомниться в будущей победе над гитлеровскими захватчиками.

"Священная война"

В.И.Лебедев-Кумач

А.В.Александров
«Мы пели её детьми. Это была ярость благородная, ярость всей страны, ярость всего народа», - говорил народный артист СССР Иосиф Кобзон.26 июня 1941 года на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Александр Александров сочинили её в самые первые дни после вторжения фашистских войск.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...».

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки.

Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале.

На рукописи рука цензора на всякий случай ставит отметку «Разрешена к исполнению» сначала до 1 ноября, а потом до 1 августа. Но история распорядилась иначе. Святая песня о священной войне – с ней шли на смерть, и она стала бессмертной. Звучит напоминанием и предупреждением, отзываясь в каждом ударе сердца.

Первая. Было много других, но именно с ней в июне 1941-го родилась великая страна, которая все выстояла и победила.


"В землянке"

Советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»

В следующем 1942 году к Суркову обратился композитор Константин Листов. Ему срочно нужны были хорошие стихи для того, чтобы сделать из них песню.

25 марта 1942 года в «Комсомольской правде» впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в первые годы войны. Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага” упадочническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо, т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла».

А ведь известно: «из песни слов не выкинешь».



"Тёмная ночь"

«Темная ночь» была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца».

Песни в этом фильме сначала не планировались. Однако вскоре режиссер потребовал от Никиты Богословского лирическую балладу для сцены в землянке.

Из воспоминаний Никиты Богословского:

-Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: "Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни...

Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.

Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил «Темную ночь» буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни.

Фильм навсегда стал визитной карточкой Марка Бернеса, получившего за него от правительства орден Красной Звезды, а от одесситов — звание «Почетный житель города Одессы».



 "Смуглянка"

Все мы любим версию песни «Смуглянка» из фильма «В бой идут одни старики», но эта композиция появилась на свет ещё в 1940 году. Её написали Анатолий Новиков и Яков Шведов для сюиты о Григории Котовском.

Однако впервые произведение прозвучало лишь в 1944 году в исполнении Краснознамённого ансамбля.

Итак....Изначально песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа.

В ней воспевалась девушка-партизанка времен Гражданской войны. А вся сюита посвящалась Григорию Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир ее был потерян, у авторов остались только черновики.

В 1944-м году, когда уже стало ясно, что победа над фашизмом близится, руководитель Краснознаменного ансамбля и тоже уроженец Рязанщины Александр Александров обратился к Новикову для подбора нового репертуара ансамбля.

 Композитор принес много материала, в том числе и черновики "Смуглянки", захваченные на всякий случай. И именно эту песню отобрал Александров.

Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.

Конечно, всесоюзным шлягером песня стала в послевоенный период благодаря популярной кинокартине Леонида Быкова.

Композитор принес много материала, в том числе и черновики "Смуглянки", захваченные на всякий случай. И именно эту песню отобрал Александров.

Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.

Конечно, всесоюзным шлягером песня стала в послевоенный период благодаря популярной кинокартине Леонида Быкова.



"Дороги" 

Иван Шмелёв
Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Премьера была успешной, но авторы еще месяц после этого дорабатывали песню.

Лев Ошанин вспоминал:

— Мы закончили песню. Ее приняли, похвалили. И вот мы сидим на пре­мьере новой программы. И спели-то ее не бог весть как. Но в зале вдруг возникла длинная ти­шина. Потом он взорвался и потребовал повторения песни. А я, слушая ее, смотрел на зал, и мне становилось все яснее одно: это совсем не песня «Под стук колес». Мы сами не поняли, что мы написали, это пока полу­фабрикат, заготовка, половинка песни. Я схватил Новикова за руку:

— Останови песню!

— Да ты что, — ответил Новиков, — я уже сдал клавир в издательство.

А я опять:

— Останови песню на неделю. Она неправильная.

Новиков недовольно буркнул:

— У тебя блажь какая-то...

Но по его хитрому прищуру я почувствовал, что он начинает меня понимать. А мне уже было ясно — это песня итога войны. Хотели мы или не хо­тели, а в ней зазвенела какая-то необъяснимая, но верная нота времени. Месяц я продержал песню в поисках того решения, которое увидел тогда в концертном зале. И потом мы выпустили ее заново.



В написании статьи использованы интернет-ресурсы сайтов:

победа.екатеринбург.рф

tvkultura.ru

историк.рф

Заведующий БМЦ Юлия Муршель

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий