среда, 25 ноября 2020 г.

Песни в солдатской шинели

 Песни-фронтовички, песни-солдаты, песни-бойцы… Опалённые войной и пропахшие порохом… Все годы тяжкой трагической войны они были верными спутницами солдат и матросов, сержантов и старшин, генералов, адмиралов и маршалов…

Эти песни ждали на передовой так же, как ждали патроны, снаряды и мины, письма от родных и близких, приезд полевой кухни… Они помогали преодолевать неимоверные трудности, тяготы и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух, сплачивали людей в единую фронтовую семью… Каждый год войны отмечен замечательными песнями, которые можно назвать шедеврами жанра, и сегодня мы хотим напомнить о песнях, появившихся в 1943-м году. 1943 год – это год коренного перелома в войне, когда наша армия при мощной поддержке всего народа одержала победу в страшной Сталинградской битве, одолела фашистов на Курской дуге, прорвала блокаду Ленинграда, победила в битве за Днепр, в ходе которой был освобождён Киев и важнейшие промышленные районы Донбасса, была завершена битва за Кавказ. Это год первых салютов за первые освобождённые города и год мощного развития партизанского движения, а также год, когда советская авиация, наконец, завоевала стратегическое господство в воздухе. А песни!.. Поэт Михаил Исаковский из-за зрения не попал на фронт, и старался своим искусством хоть как-то помочь в борьбе с ненавистным врагом. И именно в годы эвакуации на берегах реки Камы поэт создал самые известные свои творения. В газете «Красная Татария» в 1942 году поэт публикует свое стихотворение под названием «В прифронтовом лесу», которое он посвятил своей супруге Лидии. Сам поэт рассказывал, как он в тоске по родным местам вспоминал северную осень, золотой русский лес, звенящую тишину, которую никто не может нарушить. И представлял себе солдат, уставших от войны и отвыкших от тишины. Он отправил стихи композитору Матвею Блантеру, с которым они давно вместе создавали «Катюшу». Самым первым песню «В лесу прифронтовом» исполнил на радио солист Ленинградской филармонии Ефрем Флакс. В стихотворении Исаковского упоминается вальс «Осенний сон», который был популярен в самом начале 20 века. Автором этого произведения был «английский король вальсов» Арчибальд Джойс. Возможно, интонации этого вальса и вдохновили Блантера на написание музыки к стихотворению «В прифронтовом лесу».

Летом 1942 года композитор Василий Соловьев-Седой познакомился с поэтом Алексеем Фатьяновым. Как позднее вспоминал композитор, «он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом...         Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».        Что ещё можно добавить к этим словам композитора? Только то, что речь идёт о песне «на солнечной поляночке»! Хотя поначалу цензура забраковала песню, а потом песня долго не находила «своего» исполнителя. Только после того, как ее спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс, она зазвучала широко.

Поэту Евгению Долматовскому часто приходилось бывать на фронте. В своих воспоминаниях он рассказывал, что, несмотря на ужасы войны, люди всегда оставались людьми. Как только солдатские колонны останавливались в какой-нибудь деревне на ночлег, то начинались разговоры, завязывались знакомства и даже влюбленность. Люди, уставшие от боев, хотели испытать хоть ненадолго вкус мирной жизни. В одном из сёл поэт как-то раз увидел написанное крупным корявым мужским почерком, объявление на двери школы: «Танцы до утра». Танцы под баян или грампластинки создавали иллюзию того, что фронт где-то далеко, войны нет, а жизнь такая же, как была до войны. Тогда, в феврале 1942 года, и родилось стихотворение «Танцы до утра». Почти через год поэт встретился с композитором Марком Фрадкиным, с которым они уже работали вместе. Фрадкин хотел, чтобы будущая песня имела вальсовый ритм. Но слова не ложились на музыку. Но в итоге всё равно получился вальс, который поначалу был назван «Офицерским» и родился в дороге, когда авторам пришлось ехать в эшелоне целую неделю от Сталинграда до Ельца. Песню выучил весь эшелон, она исполнялась композитором на полустанках во время остановок под аккомпанемент трофейного аккордеона. Пока дошли до Ельца, песня обогнала их. На конечной остановке уже не Фрадкин исполнял «Офицерский вальс» солдатам, а они спели его композитору. Так началось шествие песни по фронтам. Только название поменялось. Стала она называться с тех пор «Случайный вальс».

А ещё были "Ты одессит, Мишка!", "Огонёк" ("На позиции девушка..."), "Прощайте, скалистые горы!", "Заветный камень"...

(Фотография взята с сайта http://xn--90aso.xn--38-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/news_page/pesnya_v_soldatskoj_shineli/)

Комментариев нет:

Отправить комментарий