четверг, 9 июля 2020 г.

Юбилей перегона ЭВГ-15


 В мае этого года исполнилось 55 лет  с того момента, когда своим ходом с карпинского разреза «Южный» на волчанский был осуществлён перегон огромного экскаватора ЭВГ-15.
К 1964 году на разрезе №5 создалось исключительно тяжёлое положение с подготовкой запасов из-за отсутствия экскаваторов с большой высотой погрузки. А в тресте «Вахрушевуголь» к тому времени высвободился экскаватор ЭВГ-15 (Ново-Краматорского завода). И его решено было передать комбинату «Красноярскуголь». Однако сумели убедить Совнархоз оставить его в системе «Свердловскугля». Но что такое доставить махину весом 1050 тонн, ёмкостью ковша 15 м3 и шириной 10-12 м на расстояние в 20 км?!
Это была уникальная операция, подобной которой в мировой практике ещё не проводилось: болотистый грунт, трамвайные пути, провода электропередач. Доверили перегон бригаде коммунистического труда, первой в этом звании не только в тесте, но и в
Капинске в целом. Эта бригада, кроме сознательного отношения к труду, образцового поведения в быту, что обязательно требовалось от членов такой бригады, отличалась ещё и ярко выраженной тягой к знаниям: все её члены или учились в Карпинском техникуме, или его уже закончили, или продолжали образование в вузах. Бригадир – Л.А.Малухин.
Перегон продолжался 2 месяца, было преодолено около 20 км. В сутки походили 200-300 м, в 3 смены. Двигались ночью, днём давали возможность проехать по трассе различному транспорту, - для них сооружались объезды, для чего весь путь сопровождала специальная бригада с бульдозером. Трамвайные пути убрали. Добрались без особых происшествий, только пр  спуске в Волчанскому разрезу одна из гусеничных тележек «утонула» . Но выкарабкались, хотя пришлось поволноваться.
Об этом писала газета «Правда» на первой полосе. Этот революционный ход позволил сэкономить время и значительные денежные средства, так как если бы его отправляли частями, то на демонтаж и монтаж ушло бы не менее 1,5 лет. В Кузбассе пошли таким путём и затратили на сборку машины аж 2 года!
Этот экскаватор использовался на погрузке пород вскрыши в ж/д транспорт на вышележащий горизонт, а также и на уровне стояния.
Газета «Карпинский рабочий» напоминала об этом событии в 2002-м году.
Так получилось, что несколько участников этого перегона потом сменили карпинскую прописку на волчанскую, например, А.А. Богатырёв, Л.А.Малухин, А.А.Фидлер, И.Хайруллин, Г.А. Шилов и другие.
Интересная дата в истории Волчанского угольного месторождения, о которой не стоит забывать. Кстати, по окончании перегона не стали восстанавливать трамвайное сообщение между Карпинском и Волчанском, - уже было налажено автобусное.




2 комментария:

  1. Невероятно круто! А где сейчас этот экскаватор?

    ОтветитьУдалить
  2. Кто бы знал! Думаю, пущен на металлолом... Хотя да, надо бы поинтересоваться.

    ОтветитьУдалить